Алло! Скорая?

Осень – пора острых респираторных заболеваний. На фоне продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции любое недомогание вызывает сегодня у человека панику: «А вдруг?..» И далее – вполне ожидаемое: «Алло! Скорая?»

«Почему, вызывая в Ясном «неотложку» по телефону «103», мне отвечает Орск?», «Почему скорая помощь долго не приезжает?» С этими вопросами наших читателей мы обратились к главному врачу Восточной межрайонной территориальной больницы Ильдару Хамитовичу КИЛЬМЕТЬЕВУ.

– В 2019 году в рамках федеральной программы у нас в Оренбургской области начала работать Единая диспетчерская служба скорой медицинской помощи. Изначально предполагалось, что все звонки с номеров «03» и «103» будут перенаправляться в областной центр. Но, учитывая протяженность нашего региона, в Минздраве РФ разделили Оренбургскую область на три зоны – Западную, Центральную и Восточную. В Восточной зоне, куда, собственно, и относится Ясненский городской округ, центральной диспетчерской стала Станция скорой помощи города Орска. Она принимает и обслуживает вызовы из Кувандыка, Гая, Медногорска, Ясного, Домбаровки, Светлого, Адамовки, Новоорска, Кваркено, Новотроицка. Когда вы набираете номер скорой помощи в Ясном, вы попадаете именно в эту диспетчерскую. Функция Орского центра – принять ваш вызов и отправить его так называемому «диспетчеру направления».

Наш город был выбран зоной приема вызовов из пяти территорий – Светлинского, Домбаровского, Адамовского, Кваркенского районов и Ясненского городского округа. То есть Орск принял вызов и тут же передал его нашему «диспетчеру направления». А «диспетчер направления» этот вызов уже отправляет бригаде в соответствующем населенном пункте. В программе АДИС (Автоматизированная система диспетчерской службы скорой медицинской помощи) вся цепочка передачи сообщений занимает не более полутора минут. Что это дает? Во-первых, жесткий контроль за каждым обращением в службу скорой помощи от момента принятия звонка до сообщения диспетчеру результатов отработки вызова.

Во-вторых, позволяет оперативно перенаправить к пациенту ближайшую освободившуюся бригаду медиков. У каждой бригады сейчас имеется планшет, куда вся информация заносится фельдшером в режиме реального времени: время выезда, время прибытия, время завершения обслуживания на дому, время выезда в стационар и так далее. Всего в программе следует сделать до девяти отметок. Если на каком-то этапе обнаруживается задержка, например, по нормативу бригада должна находиться у пациента не более 20 минут, тут же поступает от диспетчера запрос, чем эта задержка вызвана.

Наше отделение скорой помощи начало функционировать в системе АДИС с 12 мая нынешнего года. Проделана гигантская организационная работа. Я благодарен старшему фельдшеру отделения Жанне Сарсембаевой, потому что она и ее коллеги буквально жили в эти дни на работе. Нам помогали областные специалисты. Они вместе с нашими диспетчерами сидели у компьютеров и совместно отрабатывали алгоритм действий. И днем, и ночью. Уехали отсюда, лишь полностью убедившись, что мы все знаем, все умеем, готовы к работе на сто процентов. Я задавался вопросом, почему именно Ясный был выбран таким «хабом»? И без ложной скромности скажу: наша служба скорой помощи всегда была на высоте. А скорость обслуживания вызовов у областных экспертов вызвала искреннее удивление и восхищение.

Почему ясненцам все же иногда долго приходится ждать приезда скорой? Согласно годовой отчетности, норматив – а это 20 минут на экстренный вызов – мы выполняем практически в каждом конкретном случае. А неотложный вызов – например, повышение температуры, – обслуживается в течение двух часов. Когда возникают проблемы? Когда вызовов много. По нормативу одна машина скорой обслуживает 10 000 человек населения. У нас прикрепленного населения порядка 26 тысяч. Работает три бригады. Больше мы себе позволить не можем. Бывает, машина повезла в специализированное медучреждение больного с ОКС (острый коронарный синдром), бывает, транспортируем пациента с ковидом в стационар другого города. Это тоже дополнительная нагрузка на скорую помощь.

И еще один момент, который в условиях повышенной нагрузки на службу скорой помощи я просил бы сегодня учитывать: прежде чем набрать номер «03» или «103», подумайте. Вы болеете первый день, у вас температура 37,7, согласитесь, вызывать скорую помощь нет никакой необходимости. Или человек хочет померить давление. Такое тоже случается. И бригада едет на вызов, а в это время у кого-то инфаркт, и драгоценные минуты уходят, оставляя человеку все меньше шансов на жизнь.

У нас в поликлинике есть кабинет неотложной помощи № 10. Придите сюда и с температурой 37,70 и даже 380 , и давление вам здесь измерят. В вечернее, в ночное время работает приемное отделение, неотложную помощь можно получить и там. Приезжайте. И температуру собьют, и обезболят, все, что необходимо, сделают. Фельдшеры скорой помощи уже больше полутора лет работают на износ. Они на передовой в борьбе за наше здоровье, наши жизни. Сегодня, как никогда, им нужна поддержка общества. От себя скажу: с каждым из них я без тени сомнения отправился бы на войну.