У эпохального события 1950-х годов прошлого века – освоения Целины, 70-летие которой отмечается сегодня, 2 марта, когда в 1954 году было принято постановление Пленума ЦК КПСС, был не один этап.
После первопроходцев первой волны, которые своим героическим трудом преобразовали громадный степной край, в наши края приехали те, кто занялся не менее насущным вопросом, чем зерновой. Страна получила хлеб, а теперь ей нужно было мясо. Но чтобы выращивать скот, требовались новые площади зерновых и кормовых культур.
Именно этим и занимался молодой агроном Василий Егорович Арефьев, который приехал в 1968 году в совхоз имени В.М. Комарова.
Увлечение определило жизненную судьбу
— Моя родина — Зиянчуринский район Башкирии. После окончания Степановского сельскохозяйственного техникума по специальности «агрономия» меня направили в Адамовский район. Было несколько вариантов трудоустройства. Знакомые, зная моя рыбацкую страсть, порекомендовали совхоз имени В. М. Комарова, который создавался и где речка была. Так мое увлечение определило жизненную судьбу, — рассказывает наш герой.
Сельскохозяйственное предприятие образовывалось из подсобного хозяйства поселка Прииск-Кумака, к которому передали земли двух отделений совхоза «Аниховский»: Ореховки и Тыкаши.
Все было сосредоточено на первом отделении. Здесь располагались контора, размещались главные специалисты, функционировали больница, школа, клуб, столовая, а на месте нынешней главной территории было всего два дома.
— Выехал в первую весну в поле и увидел небольшие пахотные кусочки по 70-100 гектаров, заросшие сорной травой — сурепкой. С борьбы с ней и начал трудовую деятельность. В наследство перешел и огород, бессменно возглавляемый Надеждой Семеновной Макиевской. Главным агрономом тогда был Анатолий Александрович Гусь, директором — Григорий Семенович Макиевский, — отмечает Василий Егорович.
На отделении были две полеводческие бригады и одна кормозаготовительная. Приехала комиссия из Оренбурга, наложила сетку, после чего стали нарезать поля. Где старая пашня была, где целина, где овраги. Все выровняли, привели в порядок. Ввели пятипольный севооборот: пшеница-ячмень-просо-пар-овес.
Выговор — за «царицу полей»
— Сеяли кукурузу — «царицу полей». Сколько выговоров за нее получил. Требовали сеять квадратно-гнездовым способом, только как этого квадрата добиться? Появились румынские пневмосеялки, и я на свой страх и риск стол использовать рядный посев. Причем гонять кукурузу по разным местам не стал, а выделил два хороших поля. Рекорд был — более четырехсот центнеров с гектара. Без силоса молочное стадо молока бы нормально не давало. А коров было триста голов, более десяти тысяч овец, свинобаза. Сейчас только пустые бетонированные силосные ямы о прошлом напоминают, — вспоминает Василий Арефьев.
Кормозаготовители располагались у подножия Бес-Тюбе, где сеяли житняк. Там же устроил он бахчи. В первый год 110 гектаров арбузов высадили, но не совсем удачно. Стал главный агроном присматриваться к рекомендованной зяблевой осенней вспашке и понял, что лучше пахать весной, а не осенью, как в теории. Специально ездил в областной центр, выбирал семена. Брал трех видов: ранние, среднеспелые и поздние. Самый лучший участок выделялся под дыни. Так до самого развала хозяйства они просуществовали.
— Когда в целом по области лишь задумывались перейти на безотвальную вспашку, мы ее уже внедрили. Построили склад минеральных удобрений, через «Сельхозхимию» удобрения получали. Помогало. Урожайность зерновых была 12-16 центнеров с гектара, что для нашего климата хорошо. Лучшие сорта твердой пшеницы вызревали. Она шла на качественные макаронные изделия и улучшение свойств хлебопекарной муки.
От рассвета до заката
До определенного времени хозяйство развивалось, проступала новейшая техника. Сейчас остались лишь несколько фермеров.
— Люди у нас, в основном, местные были, переселялись из Шильды, кумакские работали. Телевизоров не было. Отдушина — кино. Клуб активно работал. Ходил туда, пока не женился. Завел семью после тридцати, Валентина Эвальдовна трудилась на отделении бухгалтером. У нас две дочери, внуки. Конечно, тяжело приходилось. Летом в пять утра вставал и до темна. По-другому результата на будет. После выхода на пенсию еще семь лет был управляющим отделения. Животноводством занимался.Тогда понял, что жизнь — это движение. Исходил окрестности. Рыбачу, охочусь — двух волков подстрелил. На праздничных торжествах в Адамовке по поводу начала целинной эпопеи наградили медалью «За освоение целинных земель».
Глядя на Василия Егоровича, веришь, что время отступает вспять. Есть у него длинный пеший маршрут по селу. Афоризм ведь верен и в обратную сторону: «Движение — это жизнь»!
Сергей Выдумчик