«Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики…»
Почти сто лет назад, в 1927 году, Владимир Маяковский сказал это в поэме «Хорошо!». Будь Максим Моськин, токарь шестого разряда ООО «УралПромМаш», наделен поэтическим даром – смог бы о своей работе высказаться столь же емко и красиво.
Рабочие профессии востребованы
Авторы рубрики «Рабочий полдень» застали Максима Александровича, как и полагается в нашем случае, – у станка. Занимается обработкой вала к вертикальному насосу ОПВ 4000-10, который используется на атомных и тепловых электростанциях.
Здесь же, на предприятии, насосы собирают и испытывают. А потом готовые изделия едут туда, где их уже ждут – в самые разные уголки нашей большой Родины. Вот такая малая причастность к огромному труду миллионов.
К сожалению, с наступлением эры капитализма к рабочим профессиям в нашей стране интерес упал. Выучиться в ПТУ и пойти за станок – это воспринималось молодежью как приговор, путь в никуда. Другое дело – тревел-блогеры или инстаграм модели!
Слава богу, в последние годы стали происходить по-настоящему революционные изменения в российской системе профтехобразования. Государством взят четкий курс на качественно новый подход к подготовке рабочих кадров. К тому же сварщики, токари, слесари сегодня востребованы как никогда. И зарплаты у них соответствующие. А значит, и уровень жизни рабочий человек себе может обеспечить достойный.
Работа у Максима Моськина сложная, физически тяжелая, но и творческая, чем-то схожая с трудом скульптора. На наших глазах кусок металла обретает красивые ровные очертания нового изделия. Летит от резца синяя стружка, тонкой струйкой льется эмульсия на разгоряченную поверхность детали.
Как «железяка» превращается в полезное изделие
Приятно смотреть, как наш герой ловко управляет своим станком. При этом вес токарно-винторезной махины 1М63Н производства Рязанского станкостроительного завода – четыре с половиной тонны. На нем можно обрабатывать заготовку весом до трех с половиной тонн.
Вал, что обтачивает сейчас Максим, довольно большой. Длина – около двух метров. Весит заготовка 385 килограммов. После обточки она «похудеет» на 139 килограммов. Представляете, сколько слоев необходимо снять? Задача токаря – выдержать размеры согласно техническому заданию с припуском для последующей чистовой обработки этого изделия на станках с ЧПУ.
– Чтобы довести вал до кондиции, требуется примерно 12 часов. Или полтора рабочих дня. За один проход снимается 5-6 миллиметров, – поясняет Максим. – Погрешность может составлять не более 0,5 миллиметра. Почти хирургия!
– В чем, на ваш взгляд, романтика работы токаря?
– Ну, не знаю… Вот я поместил в станок обыкновенную невзрачную «железяку», а на выходе получил полезное изделие, которое будет служить людям. Глазу приятно. И рукам.
32 года в профессии
Максим проводит по еще теплому после обработки валу ладонью, на блестящей поверхности которого теперь бликует свет. Действительно – красота!
– Сложно на таком станке научиться работать?
– Он довольно простой в управлении. Очень удобный. Конечно, приходится применять определенные усилия, чтобы закрепить деталь.
Максим Александрович предлагает мне попробовать с помощью рукоятки ослабить «хватку» агрегата. Скажу так – не получилось. А вот сам он делает это без особых усилий. Опыт и тренировка налицо. Как-никак – уже 32 года в профессии.
Мостовой кран приходит в движение. Максим Александрович набрасывает стропы на обработанный вал, освобождает его из крепких объятий станка. Изделие, сделав пируэт, опускается на площадку, откуда отправится на дальнейшую обработку уже к станкам с ЧПУ.
Тут же на место выбывшей детали прибывает следующая. Отлично! Будут насосы – будут работать электростанции. А значит, будет свет и тепло. Отправятся в путь поезда, и продолжит сходить с конвейеров заводов и фабрик продукция. Вот так труд токаря из Ясного вливается в труд большой страны с красивым названием Россия.
Виктория Шустова