

Одними из главных героев дня на прошедшем 3 ноября торжественном мероприятии, посвященном дню рождения комбината АО «Оренбургские минералы» Ясного, стали работники предприятия – участники СВО.
В числе тех, кто в этот день стоял плечом к плечу на сцене, чувствуя поддержку всего зала, наш земляк Нурлан Сисенов.
Короткий отпуск подходил уже к концу. Сейчас, когда вы читаете эти строчки, Нурлан находится на своем боевом посту возле поселка Новоукраинка Запорожской области.
— Эти чувства невозможно передать — весь зал, как один человек, встал и аплодировал. Молча! Наши коллеги, наши друзья и руководство комбината и города. И так долго, что, казалось, не хватит дыхания. Гордость и уважение, вера в праведность нашего дела, надежда и поддержка — в этих овациях было все. А я старался держаться, хотя слезы закипали на глазах. Да, наверное, не у меня одного. Эта поддержка всего коллектива очень важна там, в окопах и блиндажах, она заряжает силой и энергией, — поделился с нами после мероприятия Нурлан Сисенов.
— Как давно вы за «ленточкой»?
— С 22 декабря 2022 года — вот такая магия цифр. Все мы, работники «Оренбургских минералов», служим в одном полку, хотя и в разных батальонах. Раньше расстояния были не столь значительными и с земляками виделись чаще, то теперь, после дислокации, расстояние может быть и 20 километров и больше. Но все равно стараемся держать связь. Нас очень поддерживает наш комбинат. Несмотря на то, что получаем все необходимое обмундирование и «обвес» — каски, бронежилеты, обувь по сезону, дождевики и бушлаты — порой не хватает самых обыденных вещей. Вот их нам и присылают с грузом, который формирует Вера Ивановна, наш председатель профкома.
— В чем нуждаются бойцы сейчас?
— Самые простые и обыденные вещи — нательное белье, футболки и носки. Только обязательно из хлопка, а не из синтетики. Хлопок «дышит», отлично впитывает пот и отводит сырость. У нас не всегда есть возможность вовремя сменить одежду, постирать ее и высушить — не в тех мы условиях находимся. И выручает только хлопковое белье. Ну, и самые обычные вещи — зубные щетки, паста, средства гигиены.
— Расскажите о быте подробнее, в каких условиях приходится воевать, как организовано питание бойцов?
— Наша жизнь — под землей. Окопы роем сами, своими руками. Хорошо, что земля легкая, плодородная, сама на лопату ложится. Обязательно просторно и глубоко — чтобы было и удобно, и безопасно. Лениться не получится — от того, как глубоко и качественно окопался боец, его жизнь зависит. Глубину окопа каждый подбирает под себя, но не меньше 180 см, чтобы каска из окопа не выглядывала. И траншеи обязательно широкие, чтобы можно было пройти со снарядным ящиком. Так что земляных работ хватает! Обязательно отдельно роем и баньку, и отхожее место подальше от позиций. За санитарией следим строго.
О хорошем питании бойцов командование очень беспокоится — горячую пищу получаем обязательно, ее в больших термосах доставляют на позиции из кухни, которая в расположена всегда отдельно, в двух-трех километрах от боевых позиций. Там и хлеб выпекают, очень, кстати, вкусный, он по паре дней не черствеет. Но наш, ясненский хлебушек, все равно особенный — он домом пахнет.
— Помните чувства, которые испытали, впервые попав под бомбежку?
— Это сложно передать словами, но самое главное — совладать с собой, обуздать инстинкты, толкающие тебя куда-то бежать. Нас к этому готовили психологически при обучении, но учеба и реальный обстрел — две большие разницы. Страх, конечно, был, непонимание, что происходит — вокруг свист осколков, грохот. Земля буквально висит в воздухе, а ты сжался на дне окопа, закрыв жизненно важные органы — грудь и живот. Попадет осколок в руку или ногу — спасут.
И то, что мы находимся не на передовой, а во втором защитном эшелоне, от бомбежек не спасает. Тем более, что нужно быть максимально внимательным — «птички» летают и днем, и ночью. Хорошо, что наша промышленность освоила выпуск защитных плащ-палаток из ткани, которая не пропускает тепло — дроны с тепловизорами нас в них не видят.
— Ясненские волонтеры из «Движения Первых» готовят блиндажные свечи. Насколько они востребованы на передовой?
— Это очень нужная вещь, особенно когда наступает зима. Она в этих областях совсем на нашу не похожа. Я в прошлом году снега не видел ни разу. Вот как прошедшая неделя — мелкая морось, влажность, пробирающая до костей, проливные дожди, грязь на ботинках пудовыми гирями. А окопная свеча горит в блиндаже — и такое от нее тепло, и свет разгоняет темноту. Там почему-то совсем не видно Луны. Здесь от лунного света ночи как день бывают ясные, а там ночи темные, густые. Молодцы ребята, нужное и важное дело делают. Эти свечи, они ведь не только освещают, если парочки установить в «буржуйку», то в блиндаже и суше, и теплее становится. А горят они долго, по 8-10 часов.
— О чем мечтаете?
— Наверное, как и все, о том, чтобы специальная военная операция поскорее закончилась. Чтобы сыновья вернулись к матерям, отцы — к детям, мужья — к женам. Чтобы мы все могли просто работать, делать свое любимое дело. Жить в мире и трудиться.
Жанна Виноградова