Учителя истории третьей школы Ясного предлагают идеи нескучной предметной недели

Учителя истории третьей школы привлекли наше особое внимание в феврале: в это время в учебном заведении проходила предметная неделя.

Сначала в группе ВКонтакте появились фотокосплеи картин известных художников. Учителя и дети воссоздавали сюжет, атмосферу живописных полотен разных эпох. Потом очередь дошла и до ретро фотографий. Творческий, нестандартный подход педагогов к популяризации своего предмета возымел эффект: школьная неделя истории а это весьма обширная программа как учебной, так и внеурочной деятельности – прошла на ура.

Учителей истории и обществознания в третьей школе пятеро: Ботагоз Сериковна Дюсембаева, Елена Юрьевна Куцаманова, Любовь Алексеевна Граур, Жулдыз Тулегеновна Сейтмаганбетова, Фатима Шафигулловна Шарипова.

Все очень разные. Но уже после первых минут общения с ними стало понятно это команда. Они и на вопросы отвечали все вместе: соглашались с мнением коллеги, взявшего слово, дополняли его своими наблюдениями, оживляли эмоциями. Поэтому дальше обойдемся без ссылок на конкретные имена и фамилии.

Как родились идеи для недели истории

– Все началось после капитального ремонта здания школы, когда проводили субботники во дворе, готовили кабинеты к началу учебного процесса. Знаете, появилось настроение. Мы же почти полтора года работали в сложных условиях. Две смены это испытание и для нас, и для наших семей. Просто физически тогда не было возможности «втиснуться» с какими-то новыми идеями в расписание работы кабинетов. А тут у нас словно крылья выросли. Увидели прекрасную школу, увидели свои новые рабочие места. Появилось время что-то придумывать. Идей было очень много. Просто поток мыслей пошел.

– Что касается фотокосплея картин художников, то это направление появилось у нас в стране в «ковидные» годы, когда все сидели по домам. Мы лишь воспользовались этой идеей. Сначала разместили свои фотографии. Помню, делали некоторые фото специально в шкафу, чтобы получилось затемнение, как на оригинальной картине. Потом дети этим процессом загорелись. И пошло-поехало. Столько восторженных откликов родителей, коллег, ребят появилось в комментариях! Это вдохновило.

Нам не хотелось скучной предметной недели. Искали новые формы. Сделали торжественное открытие, с гимном, с появлением богини истории. Завершили неделю захватывающим историческим квестом. А между этими двумя событиями – открытые уроки, мероприятие, посвященное воинам-афганцам, конкурсы рисунков и комиксов, «Разговоры о важном». Ни нам, ни ребятам не хотелось, чтобы неделя истории заканчивалась. Интересовались, а какая будет следующая…

Беречь базовые ценности

– Сегодня качество и содержание преподавания истории в фокусе внимания всего общества. Как справляетесь с вызовами времени?

– Преподаем предмет без готовой оценки. У каждого из нас есть свое видение происходящих процессов. Учитель не имеет права навязывать свою точку зрения. Но при этом наши ученики не должны запутаться, пойти какими-то ложными путями. Это довольно тонкая грань. Много конкурентной неконтролируемой информации в свободном доступе. Поэтому терпеливо, корректно, аргументированно ведем диалог.  

– Мы все особенно остро почувствовали сегодня, как важно беречь базовые ценности. Семья, любовь к Отчизне, сосуществование в многонациональном государстве. Кое-кому выгодно разрушать эти основы. Нас оказалось невозможно сломить санкциями, подавить силой, но попытки подорвать общество изнутри имеются. Роль педагога, особенно учителя истории, в такой ситуации в разы возрастает.

– От нашей личной позиции зависит очень много. Если ты сам любишь свою страну, гордишься ею, ты будешь транслировать это чувство и детям. Волей-неволей. Мне, например, было отрадно, когда мои друзья, которые порядка 17 лет живут в Германии (у них двойное гражданство), всей семьей поехали в Бонн, в российское посольство, чтобы проголосовать на президентских выборах. И они гордятся, что являются гражданами России. Рассказала об этом своим ученикам, показала фото, где мои знакомые на избирательном участке стоят с российским триколором. 

Планируется, что с нового учебного года будет не два, а три урока истории в неделю в каждой параллели. Вдевятых классах уже увеличилось количество учебных часов. Раньше ребята выходили из основной школы, не зная историю двадцатого века: курс оканчивался первой мировой войной. В рамках уроков исторического краеведения мы, конечно, изучали историю области. Школьники знали, как Оренбуржье участвовало в Великой Отечественной. Но этого было мало, чтобы сформировать целостное представление о столь масштабном историческом событии. Теперь эти несостыковки устранены. 

Я спросил у ясненцев…

В какую историческую эпоху они хотели бы попасть и почему, спросили мы учителей истории.

Мне бы хотелось оказаться на рубеже 18-19 века. До войны с Наполеоном, до заграничных походов нашей армии. Тогда Европа не так сильно влияла на умы россиян. Отечество наше шло каким-то своим путем. Наше мировоззрение было самобытным, еще не подверглось влиянию извне. Но уже появилась светская жизнь, наука и культура сделали рывок в своем развитии. Российское государство жило размеренно, без предчувствия будущих потрясений и катастроф.

– А я бы отправилась в будущее, лет на 70 вперед. Хочется посмотреть, как изменятся люди. Останется ли мир прежним. Как себя будут чувствовать соседние страны.

В дореволюционную Россию. Когда существовало сословное общество. Дворянство, купечество, мещанство. Жив последний русский царь. Приемы, балы в старинных особняках. На ярмарке слышен звук шарманки. Бойко идет торговля в лавках. Трудятся в своих мастерских обувщики…

– Мне интересна каждая эпоха. Но все-таки, наверное, хотелось бы на время перенестись во времена варваров. Это свобода, это чувство жизни, это непрерывное движение, бунтарский дух, стремительные перемены.

– Во времена оттепели, в 1960-е. В атмосферу, созданную в фильме «Я шагаю по Москве». Поэзия, музыка, стильно одетые люди, дух свободы и творчества. Получаю от этой эпохи поистине эстетическое наслаждение.

Хочется признаться, что после беседы с учителями истории третьей городской школы осталось приятное послевкусие. Думающие, искренние люди. Влюбленные в свой предмет.  Очень дружные. Пытливых и любознательных им учеников, которые с желанием будут спешить к ним на урок.

Виктория Шустова. Фото школы № 3