Андрей Гольм: В чем сила «Оренбургских минералов»? В инициативе и человеческом потенциале

Комбинат «Оренбургские минералы» Ясного 4 ноября отметил 45 лет со дня пуска первой очереди.

«Сейчас мы окружены талантливыми специалистами, которые, оставаясь здесь, помогают радикально менять наше представление о том, что возможно достичь. Их творческий потенциал, смешанный с опытом ветеранов, способен довести до полного блеска идеи, которые мы запускаем», – эта мысль стала ключевой в нашей беседе с генеральным директором комбината АО «Оренбургские минералы» Андреем Гольмом.

Оглядываясь назад

– Андрей Альбертович, Вы руководите предприятием больше 22 лет. Это половина из тех 45, что существует комбинат. Каким Вы его увидели при первом знакомстве?

– Вот если бы я двадцать два года назад попал на завод «Mercedes», то сказал бы: «Ну, что тут можно сделать? Здесь все работает идеально. Как можно улучшить то, что уже идеально?». И, наверное, у меня возникла бы паника. А приехав в Ясный и увидев комбинат, подумал: «О, тут все понятно! Надо делать вот это и вот это». Поэтому первые лет пять мы делали то, что в других местах уже было сделано давно. Это и организация производства, и система отчетности, и автоматизация, и сервис. Из-за того, что мы чуть-чуть отставали от мира (а я до того момента много, где побывал, и многое успел посмотреть), нам надо было просто начать внедрять то, что уже есть везде.

Похожих много, Ясный – один

– А Ясный тогда, 22 года назад, был таким же «понятным»?

– Ясный, в принципе, оказался похож на такие же населенные пункты, что нас окружали. Как и на предприятии, мы делали в городе то, чего там не было. Сейчас, наверное, мало кто помнит, что месяцами у нас отсутствовала горячая вода. Что в городе не было нормального кинотеатра. Но комбинат развивался, переходил на новый уровень. И Ясный менялся. Сейчас на предприятии и в его «орбите» действует порядка 50 компаний. Это 50 квалифицированных команд современных менеджеров: 50 комплектов маркетологов, бухгалтеров, финансистов, управленцев. Безработицы нет. Выбор у человека большой – и аналитика, и практика, и технология. Бери – и делай! По нашему присутствию в медийном пространстве, в событиях областного уровня мы далеко опередили соседние города. К нам едут делегации, мы интересны, с нами хотят общаться и взаимодействовать. Только за последние полтора-два месяца в Ясном побывали вьетнамцы, индонезийцы, белорусы, сейчас ждем оренбургскую бизнес-миссию. Уверен, что ни в одном похожем на нас муниципальном образовании такого нет. Думаю, даже в соседнем Орске на душу населения и квадратный метр территории нет настолько насыщенной событиями жизни, как у нас. А ведь мы очень небольшой город. С ограниченными ресурсами и – в силу географии – возможностями сюда добраться.

О героях

– Как удалось этого достичь?

– Когда переходишь на новый уровень, понимаешь, что и люди тебе нужны иного качества – выше среднего. Но мы попали на немного хитрую молодежь. Все наши прыжки выше головы идут не за счет молодых и энергичных, а за счет мудрых ветеранов, которые могут «дотащить» какие-то вещи до цели. Довести модель до действующего механизма – в этом им нет равных. Молодежь, к сожалению, так не может. У поколения, которое начинало с нуля, у которого отсутствовали комфорт и удобства, которое, преодолевая трудности, пришло к результатам своего труда – хоть на производстве, хоть в городе – у него остался интерес. Они говорят: «Это моими руками сделано, я могу, я умею». Пока эти люди у нас есть. Мы страшно хотим продлить их творческое долголетие. Чтобы они продолжали генерировать идеи и эти идеи доводить до ума.

Зачетная книжка

– Андрей Альбертович, какие главные преобразования произошли на комбинате за 22 года?

– Все новации, которые происходили на предприятии, шли снизу, с мест. Нам оставалось эти инициативы ранжировать, определить приоритеты и реализовать. Со стороны мы приносили лишь наброски, идеи, не имеющие под собой технологической базы. А уже специалисты комбината понимали, как это можно воплотить «в железе». То есть, мы просто открывали двери для инициативы и выделяли на их реализацию средства. К слову, автоматизация фабрики и ДСК – это только вершина айсберга. Были переделаны все технологические цепочки. Они стали более эффективными, экономически выгодными, требующими меньше людей. Постепенно везде заменили устаревшее оборудование.

Правильная территория

– Идея ухода от сырьевого монопродукта – хризотила – витала в воздухе давно. Статус территории опережающего социально-экономического развития ускорил этот процесс…

– Нам нужна была творческая инженерная и бизнес-среда на территории. А для этого необходимо разнообразие производств. Когда перед специалистом возникает дилемма: работать или на комбинате или нигде, – то велика вероятность, что он уедет. Сегодня у такого специалиста столько предложений внутри города, что ему не надо уезжать, чтобы реализовать себя. У него нет ощущения тупика. Человек остается дома, с друзьями, в знакомой атмосфере. Это его чуть-чуть успокаивает. В такой творческой инженерной среде люди влияют друг на друга. В ней подрастают те, на кого мы будем опираться, чтобы сделать следующий технологический рывок. Переживаем, конечно, когда специалисты уезжают. Понимаем, что не можем обеспечить всех теми должностями, на которых они себя видят. Количество позиций ограничено. Поэтому кто-то уезжает. Однако только в этом году на комбинат и в компании резидентов ТОСЭР устроилось более 500 человек.

Собственно, о ТОСЭРе. Правильный подход, когда организовываются предприятия, которые развивают территорию. Они между собой сотрудничают в формате технопарков, кластеров. Помогая друг другу, растут. Но методологически это часто сводится к тому, что вместо умирающего градообразующего предприятия, должны появиться другие производства. Они, в случае его окончательной смерти, должны на себя переключить рабочие места, налоги и жизнь в городе. Нам это не нравится и не подходит. Поэтому мы пытаемся быть не «вместо», а «вместе». Многие ТОСЭРы возникали именно там, где все остановилось. ТОСЭР «Ясный», на мой взгляд, является правильным, потому что создавался не на руинах, а на свободных неиспользованных ресурсах.

О решениях и проблемах

– Были в Вашей практике случаи, когда приходилось принимать трудное решение? Появись возможность мгновенно решить одну проблему в компании, какую бы выбрали?

– Случаев принятия сложных решений не было. Потому что у директора нет другой работы, кроме как принимать решения. Он должен уметь абстрагироваться от объекта и субъекта. В зоне его ответственности – судьба предприятия.

Отвечая на второй вопрос, скажу так: остановить запрет хризотила. У нас лежит миллиард тонн волокна. Если бы он был опасен, как утверждает антихризотиловое лобби, у нас бы здесь давно была безлюдная пустыня. Поэтому все эти запреты – чистой воды бизнес. На альтернативных хризотилу материалах зарабатывают их производители. Антихризотиловая кампания началась в 1980 году, еще до того, как наш комбинат вышел на проектную мощность. Если бы его строительство началась чуть позже, думаю, что достраивать бы его не стали.

О навыках, «твердых» и «мягких»

– Андрей Альбертович, какие качества цените в сотрудниках?

– Нужны инициативные люди. Трудолюбивые. Нельзя обойтись без ума. Потому что инициативный, простите, дурак – это страшно. Нужны интеллектуально и профессионально образованные. Энергичные. Знаете, есть такое понятие, как «твердые» и «мягкие» навыки. Образование – это «твердые» навыки. «Мягкие» – человеческие. Но именно «мягкие» навыки помогают человеку расти профессионально. У тебя может быть хорошее образование и шикарный диплом. Но это не гарантирует, что в жизни ты добьешься успеха. Можно хорошо учиться, быть отличником, но если тебя не уважают сослуживцы, не поддерживают коллеги, не ценит начальство, толку не будет. Эти люди часто говорят: «Я такой Д´Артаньян. Все знаю. А ко мне никто не обращается. Меня не ценят. Все вокруг уроды». Человек не догадывается, что у него не фундаментальных навыков недостает, а личностных, человеческих.

То, что нельзя повторить

– Чем по праву комбинат может гордиться сегодня?

– В нашей отрасли мало предприятий. Но мы точно лучшие. Лучшие в том, как у нас поставлен горный комплекс, каким оборудованием располагаем, каковы наши технологические показатели и по горному делу, и по обогащению. Мы профессионалы. Но в этом есть и обратная сторона. Работники «Оренбургских минералов» ценятся на всех горных предприятиях страны. Наших людей с удовольствием принимают на работу везде. Мы лучшие в менеджменте. Это и бюджетирование, и стратегическое планирование, и маркетинг, и управление производством. Немного таких предприятий в отрасли. Поэтому к нам едут, общаются с нами. Мы лучшие в корпоративной культуре. Кстати, это единственное направление в менеджменте, которое нельзя ни тиражировать, ни «украсть». Наш успех во многом связан именно с корпоративной культурой. Мы маленький город. Все знают всех. Такая совокупность семейственности, династийности, соседства, общности одноклассников, друзей, однокомандников по спорту во многом влияет на культуру, которая сложилась сегодня на предприятии. Это то, что невозможно где-то повторить.

О горизонтах

– Андрей Альбертович, что впереди?

– Нам нелегко. Но мы будем работать. Раскрывать и человеческий, и производственный потенциал. Будем развивать карьер, осваивать горизонты. И личностные, и те, что в недрах. Будем искать новые продукты, новые рынки, новых потребителей. Надеемся на резидентов ТОСЭР. Потому что они тоже не стоят на месте. Дорогу осилит идущий…  

Виктория Шустова.  Фото: «Оренбургские минералы»