


Наша землячка Лидия Фридриховна Пак отметила на днях сотый день рождения. Ветерана Великой Отечественной, труженицу тыла тепло поздравила глава городского округа Татьяна Силантьева.
В Ясный Лидия Фридриховна переехала из родного Кумака не так и давно. Хотя дочь Нелли Васильевна звала и даже настаивала неоднократно. Живут они сейчас в одном подъезде, но в отдельных квартирах. Несмотря на столь преклонный возраст, Лидия Фридриховна сама ведет свое, теперь уже городское хозяйство.
В гостях у нашей героини мы побывали девять лет назад, когда такую же знаменательную дату – 100-летие – отмечал поселок золотодобытчиков Прииск-Кумак, где она проживала с 1954 года.
Кумакчане – уникальные люди
Жители поселка, ведущего отсчет с 1914 года, – это живая история нашей малой родины, история Оренбуржья, история нашей огромной страны.
– В 1932-м году, когда на Украине разразился голод, в Кумак хлынул людской поток. Золотой прииск сулил сытую жизнь. В 47-м привезли сюда немцев из трудармии – в основном мужчин. Мы — я, мама и дочка — сюда приехали в 1954-м. К тому времени у всех первых переселенцев уже были семьи, дети – по трое-пятеро в доме. Народу! Все кипело, весь Кумак, – рассказывала нам тогда старожил поселка.
Лидия Фридриховна Вазенмиллер (в замужестве – Пак) родилась в 1923 году в селении Обердорф Эрленбахского кантона АССР Немцев Поволжья. В начале сентября 1941 года их выслали по приказу о депортации. В считанные дни НКВД перебросил многие сотни тысяч советских немцев в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Практически все имущество, дома, домашнюю утварь конфисковали. Брать с собой разрешалось только то, что могли унести в руках.

Семья Вазенмиллер попала в Омскую область, а потом – в Ухтинско-Печорский трудовой лагерь НКВД (Коми АССР). После войны эти лагеря прекратили свое существование. Но переселенным немцам возвращаться в родные края запретили. И в 1954 году Лидия Фридриховна оказалась у родной сестры в Кумаке, куда переехала вместе с мамой и дочкой после смерти мужа.
– Добрые люди здесь были, очень добрые. Жили все дружно: немцы, русские, украинцы, казахи. К тому времени на прииске уже шла организованная добыча. А вот в годы войны и раньше работали артели старателей. Добытое с поверхности рассыпное золото сдавали в золотоскупку за боны. Потом на них отоваривались в магазине, его старики так и называли – «Золотой». Товаров там было – любой столичный магазин мог бы позавидовать. Я работала в швейной мастерской. Сначала мы жили в землянке, а в 63-м вот этот дом построили. Я, мама и дочь. Мама умерла 21 год назад. С 1964-го, когда рудник закрыли, постепенно все отсюда стали уезжать. Одна я осталась, – продолжает свой рассказ Лидия Фридриховна Пак.
«Читайте Библию – в ней сказано все»
На столе у нашей героини мы тогда увидели раскрытую Библию 1910 года издания на немецком языке, аккуратно подклеенную листочком из школьной тетрадки в голубую клеточку, и увеличительное стекло в черной оправе.
– Дочка регулярно зовет меня в город. Только мне уезжать отсюда не хочется. Тишина здесь, покой. У меня и телевизора-то не было никогда. Года три назад внуки привезли – смотри, бабушка! А я его и не включаю почти. Что там смотреть? Библию вот читаю сижу. Сейчас только, перед вашим приходом, прочла о том, как люди должны к начальникам относиться. Интересно! «К римлянам. Глава 13. «Начальники суть божьи слуги. Повинуйтесь им. Любовь есть исполнение закона». Если бы люди это понимали, как легко было бы работать начальникам, милиционерам – всем, кто отвечает за нас, – задумчиво делилась тогда своими мыслями Лидия Фридриховна.
…Ее домик на Нижней улице, теперь одинокий, стоит совсем рядом с горными выработками, возвышающимися над поселком, и местом, где некогда была шахта. Кругом – пустыри и остатки осыпающихся саманных построек – бывших домов кумакчан. Этот старинный «квартал» давно опустел… Но история Кумака продолжается в детях, внуках и правнуках его жителей всех поколений.
Виктория Шустова

