Крым наш: полуостров десять лет находится в родной российской «гавани»

Сегодня знаменательный день для России. Десять лет назад, 18 марта 2014 года, Республика Крым и Севастополь официально вновь вошли в состав государства.

Большое видится на расстоянии – и это действительно так в отношении полуострова. Постоянные и неуклонные изменения в жизни мы редко замечаем. Но стоит окинуть взглядом и разумом прошлое и настоящее, и «картинка» проясняется, обретая резкость и цвет.

Что из нового отметите вы, когда упоминаете в разговорах Крым? Ситуацию вокруг Крымского моста. А ведь 4-полосную автомобильно-железнодорожную транспортную магистраль через Керченский пролив длиной 19 километров и высотой в 80 метров построили за 3,5 года. Строительство началось в феврале 2016 года. Легковые автомобили начали движение по мосту с мая 2018 года. Первый пассажирский железнодорожный состав пересек Керченский пролив по мосту 25 декабря 2019 года.

Языковая политика региона уникальна – на Крымском полуострове сразу три государственных языка. Русский, крымско-татарский и украинский равно уважаемы. Это закреплено статьей 10 Конституции Республики Крым от 11 апреля 2014 года.

Полуостров развивается

Водяное перемирие, воспетое Киплингом, для украинцев было пустым звуком. В 2014 году, сразу после оглашения результатов референдума, Украина ввела в отношении полуострова водную, энергетическую и товарную блокаду. Сейчас крымчане не только научились ресурсосбережению, но и активно используют малые реки региона.

Северо-Крымский канал, построенный в советский период для водоснабжения засушливых земель Херсонской и Крымской областей с забором воды в Каховском водохранилище, испытал на себе все тяготы водной блокады. Он оказался заблокирован. Водную артерию в Крым перекрыли укронацисты. И только в феврале 2022 года в ходе СВО отряд десантников сумел в единственном бою разблокировать канал. Уже в марте-апреле 2022 года первую воду Северо-Крымского канала радостно встречали местные жители. Сельское хозяйство и знаменитые сады региона ожили и зацвели с новой силой.

Проблему товарной блокады решил не только мост. Новенький аэропорт построили в Симферополе, открыв международную воздушную гавань в апреле 2018 года. Сейчас в разработке находится проект «Азовский путь».

 — За минувшее десятилетие открыли свои двери для маленьких крымчан 10 современных школ и 163 новых детских сада. 23 учреждения дошкольного образования скоро примут малышей. Ранее построенные школы и детсады регулярно ремонтируются, — докладывает глава республиканского Минобразования Валентина Лаврик.

Жанна Виноградова