В Ясном резидент ТОСЭР дает мощной технике новую жизнь

Масштабы техники, которой в одном из резидентов ТОСЭР «Ясный» дают новую жизнь, впечатляют. Предприятие с космическим названием «Восток-СТС» отметило пять лет со дня образования.

Карьерный красавец самосвал Volvo R100E встречает нас в ангаре предприятия. Сейчас он проходит плановый ремонт. Картина – космос! Весит автомобиль 70 тонн, а с груженым кузовом – около 165. Габариты самосвала – семь метров в ширину, пять – в высоту и одиннадцать – в длину. Кузов самосвала поднят. До верхней его точки – десять метров. Это, на минуточку, высота третьего этажа. Рядом с ним человек выглядит крошечным. Его роста хватает всего лишь до середины колеса тяжеловеса.

С кем работаем, как работаем

 – Нашему предприятию в этом году исполняется пять лет, – рассказывает директор ООО «Восток-СТС» Максат Тасмухамбетов. – Полет, как говорится, нормальный. Ремонтируем и восстанавливаем спецтехнику всех видов. Заключили договоры с такими крупными компаниями, как Орский щебеночный завод, Гайский ГОК, ОАО «Орское карьероуправление», ООО «Аккаргинские хромиты», ООО «Русникель», СПК «Озерный» и другими. На стадии заключения договор с ООО «Кваркено»: берем у них экскаватор Hitachi на замену двигателя.

Основной «заказчик» сервисного центра ООО «Восток-СТС» – комбинат АО «Оренбургские минералы». Они друг от друга – в шаговой доступности. Вся карьерная техника обслуживается и ремонтируется здесь. Это 90 и 95-тонные самосвалы Terex, Volvo, Caterpillar, бульдозеры ЧЕТРА Т35 и Т20, САТы, фронтальные погрузчики Dressta, К-700, автогрейдер, кабелеукладчик, тракторы, ГАЗы, ЗИЛы и так далее. Не всегда есть возможность вывезти тяжелую технику из карьера, поэтому иногда восстановительные работы ведутся прямо там. Ремонтная бригада выезжает на помощь горнякам быстрее машины «скорой помощи».

– На днях руководство горного цеха нашим специалистам объявило благодарность, – не без гордости замечает Максат Тасмухамбетов. – За двое суток поставили на ход экскаватор Komatsu. Каждый час простоя такой техники обходится очень дорого. А там вышел из строя бортовой фрикцион. Ребята «гусянку» скинули, бортовую сняли, заменили узел. Привели агрегат в порядок за 48 часов. Столь оперативного решения возникшей проблемы еще не было на моей памяти. Это уровень настоящих профи!

Выездная бригада ООО «Восток-СТС» формируется исходя из запросов заказчика. Туда могут входить как специалисты-универсалы, так и профессионалы узкой направленности – мотористы, автоэлектрики, гидравлисты и т.д. Обслуживают ясненские выездные бригады спецтехнику предприятий, работающих в радиусе 350 километров – в Житикаре (Казахстан), Озерном, Орске, Гае, Новотроицке, Адамовке, Кваркено.

– «Восток-СТС» не единственное сервисное предприятие такого же профиля на востоке области. Но главное наше преимущество – мобильность, быстрая отработка заявок. Если поступает звонок, обговариваем детали, и в течение нескольких часов выездная бригада уже на месте. Когда требуется капремонт, технику доставляем к нам на базу на тралах. Последняя из заявок была от Орского карьероуправления. Привозили сюда грузоподъемную стрелу от фронтального погрузчика Volvo.

Материальная база – на уровне

У ООО «Восток-СТС» сформирована крепкая материальная база. В распоряжении ремонтников имеется вилочный погрузчик Still для съема колес с большегрузов.

– Раньше это делалось краном. Неудобно: много сил, много людей, много времени. Сейчас с задачей справляются всего два человека – оператор погрузчика и автослесарь. Подъехали, зажали колесо, сняли. Как на автогонках «Формулы-1», – шутит Максат Тасмухамбетов. – Есть у нас цех по ремонту карданных валов. Похвалюсь: на «крайнем» востоке области мы единственные располагаем таким оборудованием. Еще один наш конек – изготовление рукавов высокого давления от 300 бар и ниже. Научились это делать «на раз-два». «Печем» их, как орские ливерные пирожки. Заказы к нам поступают даже оттуда, где есть подобная услуга. Но заказчики все-таки выбирают нас. Есть на предприятии и свой токарный цех. Любую деталь можем выточить сами.

Молодежь к нам тянется

В штате ООО «Восток-СТС» – 42 человека. С кадрами ситуация относительно стабильная. В сварщиках, машинистах крана, токарях, шиномонтажниках, аккумуляторщиках дефицита нет. А вот слесари по ремонту автомобилей были бы кстати.

– Молодежи много в коллективе, – отмечает Максат Тасмухамбетов. – В основном у нас трудятся люди от 30 до 42 лет. Народ семейный, «оседлый». Здесь у них и жены с детьми, и родители, и деды, и могилы предков. И земля – своя, родная. Есть 19-летний паренек. Он совмещает работу и учебу в техникуме. Говорит: окончу обучение, отслужу в армии – и вернусь к вам. Самые опытные наши работники – Александр Уржумцев и Николай Гамарук. Они для молодежи и наставники, и отцы. Давно заметил, что такие люди в коллективе – своеобразный «стабилизатор» всех процессов. Поэтому ценим и всячески поддерживаем наших «аксакалов».

О зарплате, цифровизации и «сенсеях»

– Зарплата на предприятии зависит от квалификации, которая подтверждается экзаменами, – говорит директор сервисного центра. – Возможность роста есть у каждого. Плюс, конечно, наличие образования. Мы уже две с половиной тысячи видов работ оцифровали, на них есть нормы, регламенты, чек-листы. Получив наряд, специалист четко понимает, что ему делать, как и за какое время. Выполнил задание быстрее, значит, может еще что-то сделать и иметь за это дополнительное вознаграждение. Стимул хорошо работать у людей есть.

Интересуюсь, чем в ООО «Восток-СТС» привлекают молодежь.

– Мы – школа. Если молодой человек поработал у нас два-три года, он становится крепким профессионалом. Получает бесценный опыт, овладевает такими навыками, которые никогда не оставят его без хлеба насущного. Мы учим, и молодые идут к нам за знаниями. Кстати, к обучению часто привлекаем «сенсеев» со стороны. Этаких «гуру» своего дела. Смотрим, где наш работник «хромает», в электрике или в гидравлике – и устраняем эти пробелы в знаниях.

В директорском кресле скучать не приходится

Директору ООО «Восток-СТС» Максату Казбековичу Тасмухамбетову 42 года. Родился в совхозе «Целинный». Окончил Ясненский ПЛ-43 по специальности «Горный техник-электромеханик». Позже получил высшее образование на транспортном факультете ОГУ. Прошел путь от рабочего по наполнению кислородных баллонов на ремонтно-механическом заводе АО «Оренбургские минералы» до директора ООО «Восток-СТС». С 2022 года находился в командировке в Рязани, где на дочернем предприятии «Фибротек» был заместителем гендиректора по развитию. Выполнил свою миссию, настроил работу – и вернулся в Ясный. В июле этого года назначен директором ООО «Восток-СТС».

 – В директорском кресле скучать не приходится. Это драйв, движение. Когда отремонтированная техника выезжает из ангара, чувствуешь прилив адреналина. И, конечно, появляется чувство гордости за нашу работу, за то, что это сделали МЫ!

Виктория Шустова. Фото автора